Вариатор или робот - сравниваем технические аспекты

Трансмиссия - совокупность узлов связывающих мотор и колеса, предназначенная для регулировки скорости и направления движения, а также передачи крутящего момента двигателя ведущим колесам. Коробка передач это лишь одна из составляющих трансмиссии, именно ее имеют в виду, когда употребляют слова «механика» или «автомат». Что касается последних, то на первый взгляд может показаться, что они одинаковые, на самом же деле существует несколько подвидов, таких как: «роботы» (роботизированная механика), гидравлическая АКПП, вариаторы и т.д.; все очень разные, и по конструкции их объединяет лишь одно – отсутствие педали сцепления.
Говоря о вариаторах, следует отметить несколько значительных преимуществ:
Во-первых, вариаторные АКПП бесступенчатые, то есть не имеют четкого передаточного числа, они работают плавно и размеренно, что обеспечивает бесшумную езду. Несмотря на это, некоторые автолюбители не оценят данной характеристики, ведь многим нравится «слышать» свой автомобиль.
Во-вторых, вариаторная коробка более экономична по сравнению с другими подвидами «автомата». Сколько бы преимуществ не было перечислено, общим недостатком остается одно - дорогостоящее техническое обслуживание и ремонт автомобилей с автоматической коробкой передач.
Одной из основных проблем вариатора является неисправность пластинчатого ремня. Он портится при пробеге более 200 тыс. км (ресурс основного узла коробки), во время движения на большой скорости при повреждении датчика движения (об этом оповещает внутренняя система диагностики), и небрежной парковке с сильным ударом задних колес о бордюр (ремень получает обратный толчок).
Первым признаком поломки являются крупные задиры на краях пластин. Из-за рассыпавшегося ремня могут пострадать поверхности шкивов и зубья шестерен.
Стальные ленты (цепи) вытягиваются, а промежутки между пластинами ремня увеличиваются при буксировке и резком переключении с D на R и обратно. Как показывает практика, вариаторы не приспособлены к постоянной езде на больших скоростях, так как быстро изнашиваются подшипники валов.
Также типичными являются засорения гидроблока продуктами выработки и повреждение конусов.
Согласно техническим инструкциям, замена масла должна осуществляется через каждые 60-100 тыс. км пробега, а вот фильтры могут прослужить весь срок эксплуатации. Главная проблема в обслуживании – это использование специальных трансмиссионных жидкостей, которые может предоставить далеко не каждый сервис.
В настоящее время многие производители ставят на новые модели автомобилей вариаторные коробки передач. Хотя в них и есть некоторые недоработки, всё больше автолюбителей выбирают именно их.
Подробнее о ремонте вариаторов по ссылке.